Элтон Джон в Таллине, Певческое поле, лето 2013Полгода томительного ожидания прошло с тех пор, как любимый муж под бой курантов вручил мне новогодний подарок – билеты в vip-зону на юбилейный концерт Сэра Элтона Джона, который в рамках мирового турне посетит Эстонию 29 июня под конец большого фестиваля на Таллинском Певческом поле. Полгода ожидания, планирования, покупки билетов, бронирования отелей и составления программы путешествия по Европе. Все эти обязанности целиком и полностью легли на Димкины умудрённые опытом плечи, а мне осталось только всецело ему довериться и предвкушать.

И вот, ранним утром 28 июня, толком не выспавшись после свершившегося наконец-то вручения дипломов, выпускницей ЛЭТИ, свободным от всяческих обязательств человеком, получившим заслуженный оплачиваемый отпуск на работе, я сажусь в автобус до Таллина. Впереди неизведанное, рядом любимый Димка, переживающий по поводу стопки распечаток электронных билетов и предстоящего пересечения границы, а на коленях новенький цветастый рюкзачок, купленный специально для поездки. Безо всяких чемоданов, налегке, с рюкзаками за спиной, минимумом одежды и предметами первой необходимости, ранним субботним утром мы покинули родной Питер и отправились в первое в моей жизни путешествие по Европе.

Четыре с лишним часа в автобусе ничуть не утомили мой жаждущий приключений дух, а совсем даже наоборот. Помимо вполне сносного кофе и удобных кресел, в автобусе обнаружился мощный кондиционер и неплохой wi-fi. И, хотя за всё путешествие это будет далеко не самый комфортабельный автобус, я отдаю должное прогрессу и наслаждаюсь комфортной поездкой, перемежая чтение книжки прослушиванием любимой музыки и перепиской с друзьями в сети. Без особенных тревог оставив позади обе границы, мы оказываемся на территории Эстонии. Она встречает нас пасмурным низким небом и внушительным ливнем, который даже приятно наблюдать сквозь стекло, сидя в тепле и уюте. Впрочем, неприветливая сырость уже на второй день нашего пребывания в славном Таллине сменилась солнцем и жарой, а я, между тем, перейду к повествованию в настоящем времени, опустив скучные подробности.

Наш маленький неприглядный на вид отель, зажатый на узкой улочке между ночным стрип-клубом, больше похожим на госучреждение, и дачного вида участком с жилыми домами мы нашли без особого труда. Дорога от отеля до старого города занимает около 10 минут скорым шагом, поэтому нет необходимости пользоваться общественным транспортом. К тому же, часть пешего пути приходится на территорию местного рынка, напоминающего дачное детство, где разброс товаров от фруктов и овощей до старых объективов советских фотоаппаратов поражает воображение. В день прибытия под пасмурным небом, одетые в самую тёплую из имеющейся с собой одежды, мы оставляем в отеле большую часть вещей и отправляемся исследовать Таллинскую землю. У входа в историческую часть города на границе, определить которую не составляет труда, стоит маленький ларёк с горячими напитками и сэндвичами. Здесь я покупаю себе большой ароматный капучино, который впоследствии окажется самым вкусным кофе за всю поездку. Позавтракав на ходу, мы выныриваем из подземного перехода и оказываемся у подножия покорившего меня с первого взгляда величественного дома Стенбока (эст. Stenbocki maja), здания Правительства и Госканцелярии Эстонской Республики.

Символично, что первое впечатление сложилось именно здесь, на одной из смотровых площадок дома Стенбока, откуда открывается дивный вид на крыши исторического центра города. Пожалуй, такой и останется в памяти общая картина старой Европы. Всюду черепичные крыши тёплого оттенка красного, рыжеватого кирпичного цвета, каким обычно раскрашены башенки замков в ярких диснеевских мультфильмах. Значительная часть зданий центральной части Таллина прямо-таки воссоздаёт наяву сказочные миры прекрасных принцесс и отважных рыцарей, при чём, не только исторические памятники, но и обычные на первый взгляд жилые дома здесь кажутся игрушечными. Особенно с высоты смотровой площадки. Несмотря на пасмурное небо и некоторую мрачность пейзажа, мне понравилось сидеть на шершавой поверхности каменной ступеньки высотой по пояс, служившей ограждением, и смотреть на черепичные крыши и возвышающиеся над ними зелёные колпаки башен. Сидя здесь, словно паришь над миром, не слишком высоко, не слишком низко, достаточно, чтобы охватить взглядом самую живописную часть Таллина.

Оставшуюся часть дня мы провели, блуждая по верхним таллинским улочкам, сплошь мощёным булыжниками и каменной плиткой всевозможных форм и размеров. Слово «верхним» само просится сюда, потому что город от подножия дома Стенбока и дальше, вглубь центральной части, как будто стремится вверх, приходится всё время идти в горку. А от смотровой площадки, после подъёма на которую возникает желание передохнуть, можно углубиться в хитросплетение улиц, которые так или иначе приведут к небольшой центральной площади. Но то впечатление от самой площади и прогулки по городу в целом, которым хотелось бы поделиться, сложилось позже, когда погодные условия пришли в соответствие с нашим настроением. Первым заграничным вечером нас ждал путь до известного масштабными музыкальными событиями Певческого поля, и мы решили отправиться туда заблаговременно, чтобы не очень спешить. Но сперва нужно было перекусить. Выбор ресторанов, баров и кафе в старом городе поистине ошеломляющий. При чём, определить, какой из них более притягателен по обстановке, невозможно, ибо все они представляют собой смесь костюмированной театральности с простотой и весёлостью, будто здесь собрались загулять самые беззаботные представители какого-нибудь эльфийского народа. Недолго думая, мы спустились в полуподвальные сумерки одного из манящих чудесными ароматами заведений и очутились прямо рядом с большой кухней. Здесь могучие молодцы в незатейливых чёрных фартуках жарили внушительные куски мяса на гриле и художественно раскладывали овощи на огромных тяжёлых тарелках. Затянутая в корсет официантка с добродушным лицом и длинными косами принесла нам по бокалу из неровного грубого стекла под стать тяжелым деревянным стульям и массивному подсвечнику с оплывшей свечой на стене. А чуть погодя перед нами возникло дымящееся блюдо с приготовленными на гриле свиными рёбрышками, свежим салатом и ледяной рюмкой какой-то крепкой настойки. И еда, и пиво были восхитительны не только на вид, но и на вкус. И, как ни странно, Таллинское пиво понравилось мне больше всего, несмотря на хвалу, массово воспеваемую в честь немецких и чешских пивоваров. Ни тем, ни другим не удалось угодить моему вкусу. Впрочем, из меня тот ещё ценитель…

Художественный музей Эстонии KUMUПуть от центрально площади до Певческого поля мы решились проделать пешком, несмотря на изрядно помрачневшую погоду и мутные облака, готовые в любую минуту промочить наши непокрытые головы. За пределы старого города Таллин разрастался вполне заурядными высотными зданиями из стекла и бетона, оставаясь при этом всё таким же чистеньким и приветливым, и, пренебрегая заманчиво бегущими мимо зелёными трамваями, мы с удовольствием глазели по сторонам. На подходе к большому парку Кадриорг (или Екатериненталь, «Катеринталь» по-немецки «долина Катерины») в глубине которого расположился музей искусств KUMU, куда мы отправимся позже, на противоположной стороне через дорогу меж деревьев замелькало Балтийское море. Близость моря стала для меня неожиданностью, и мы условились отправить к нему непременно в один из наших таллинских дней. На подходе к легендарному Певческому полю, масштабы которого поразили меня ещё на фотографиях, определить близость цели было несложно – всё отчётливее становились звуки музыки и громыхание басов, сопровождающееся мини-землетрясениями. И, преодолев неприятности, связанные с невозможностью пронести на территорию мероприятия фотоаппарат, поиском нужных мест и обещанного бесплатного шампанского, обилием солидных дядей в костюмах, камер и ковровых дорожек, мы оказались в центре событий.

Софи Эллис-Бекстор в Таллине, Певческое поле, лето 2013На разогреве у Элтона Джона выступать, наверное, не стыдно даже достаточно известным музыкантам, поэтому, пока разделенная на сектора территория поля заполнялись людьми, на сцену вышла Софи Эллис-Бекстор, худенькая девушка в блестящем коротком платье, английская поп-певица. Как ни странно, оказалось, что большую часть её песен я неоднократно слышала, хотя имя её в тот момент ни о чём мне не сказало. Несмотря на мучительное ожидание появления кумира, зрители оказались позитивно настроены, и между ровными рядами стульев, затянутых полиэтиленом, напоминающим пищевую плёнку, образовалась изрядная толпа танцующих. Софи со сцены призывала людей подвигаться, чтобы согреться, ибо над полем гулял холодный ветер и накрапывал дождик. Забавно было наблюдать, как солидные дяденьки в костюмах и дамы на высоких каблуках во всевозможных нарядах, манерно прошествовав по красной ковровой дорожке под вспышками фотокамер, присоединялись к подвижной группе людей в проходе, и их манерность растворялась в ритмичном колыхании толпы.

Когда на сцене наконец-то появился виновник ажиотажа, народ неистовой волной хлынул к краю концертной площадки, заглушая воплями восторга наставительные возгласы охранников, требующих занять свои места. Фанаты в своём стремлении оказаться поближе к кумиру попрали все правила приличия, бросая по пути мешающиеся вещи и лишнюю одежду на чужие стулья. На местах согласно купленным билетам остались лишь самые незаинтересованные участники действа, среди которых мой Димка, стороживший наши рюкзаки, пока я, слившись в экстазе с восторженной толпой, наслаждалась свиданием с легендой. Перед выходом Элтона деятельные бородачи в чёрных футболках старательно готовили сцену, установили и опробовали сверкающий лакированной поверхностью чёрный рояль, направили на высокий пуфик, предназначенный для музыканта, мощный обогреватель, чтобы герой вечера не мёрз на холодном ветру. И вот он перед нами! Сэр Элтон Джон собственной персоной! В традиционных очках с цветными линзами и сверкающем блёстками пиджаке. Маленький, плотный, с изрядным животиком, смешной и неповоротливый, пингвиньей походкой прошествовав вдоль края сцены, легендарный певец и композитор приветственно взмахнул руками навстречу океану людей, распростёршемуся перед ним.

Певческое поле, Таллин, Эстония

Первые несколько песен люди простояли около сцены, пытаясь снять на видео или сфотографировать кумира, обнимаясь перед крошечными объективами айфонов на фоне сцены, подпрыгивая в такт и пускаясь в безумные крики и рукоплескания, когда Элтон отрывался от рояля, чтобы заговорщически улыбнуться и подмигнуть в сторону зрителей. Восприятию музыки мешала близость колонки, искажающая звук, шелест и скрип трущихся друг о друга дождевиков, которые организаторы заботливо разложили на сидениях перед началом мероприятия. Участники события через одного облачились в полупрозрачные бесформенные мешки дождевых плащей, повинуясь инстинкту самосохранения под усиливающимся дождём и ветром, и теперь в едином порыве превратились в сплошное полиэтиленовое месиво с торчащими из него лохматыми головами. Все эти обстоятельства могли бы омрачить долгожданный вечер, но только не в мгновение, когда пухлые пальцы тронули клавиши, и над полем зазвучал голос Элтона. В этот момент я осознала, что полгода ожидания и нетерпения, деньги, потраченные на билеты, и долгая дорога стоили того, чтобы здесь и сейчас стать частью происходящего. Как и всегда, предвкушая концерт любимого исполнителя, я боялась разочарования, которое часто становилось платой за стремление услышать вживую то, что прежде засело в памяти в доведённой до совершенства трудом звуковиков и аранжировщиков записи. Здесь же всё произошло с точностью до наоборот! Голос, глубокий и мощный, чувственный и чистый, казалось, принадлежал какому-то другому человеку. Трудно было поверить, что этот маленький неповоротливый персонаж в смешных очках с помятым лицом и слепящими блёстками на пиджаке способен издавать такие звуки. Голос кумира миллионов, пережившего всех известных мне артистов русской поп-музыки, властный, покоряющий, многократно усиленный аппаратурой, разнёсся над Певческим полем, превращая разношерстную толпу в одну большую семью. Люди обнимались под начинающимся дождём, слаженно подхватывая припевы всем известных песен, обращали к небу счастливые лица, вскидывали руки, качаясь в такт, и от сосредоточения счастья над этим кусочком таллинской земли, покрытым ярко-зелёным газоном, наэлектризованный воздух пьянил и кружил голову.

Элтон Джон в Таллине, Певческое поле, лето 2013Концерт продолжался до темноты, Элтон ни на минуту не покидал сцену, его музыканты, стареющие рокеры, слегка нелепые в своём стремлении не изменять стилю, трясли волосатыми головами и пританцовывали в такт. Трио смуглых дам — бэк-вокалисток в вечерних платьях волнообразно покачивались за их спинами, картинно поднимая руки к груди в кульминационные моменты. Толпа, не ведая усталости, плясала и скакала в темноте, поодиночке или объединившись в небольшие группы. Освещение сцены с наступлением сумерек стало празднично-ярким и красочным, на огромном экране за спинами артистов возникали подвижные изображения, откуда-то появлялись снопы цветных искр, вспышки, фонтаны и прочие оптические эффекты. Ближе к концу действа все лирические песни были исполнены, и Элтон заставил зрителей как следует попотеть в сгущающихся сумерках, задав жару старым добрым рок-н-роллом в бешеном ритме с виртуозными клавишными импровизациями между куплетами. Когда отзвучала последняя песня, а гул аплодисментов достиг немыслимого уровня громкости, у людей уже не осталось сил кричать традиционное «Бис», зато благодарность публики в виде мягких игрушек, цветов и открыток так и посыпалась на сцену к крайнему неудовольствию телохранителей. Раздав автографы счастливцам из первых рядов, Элтон Джон попрощался с поклонниками энергичными взмахами рук и покинул сцену. Большей самоотдачи при выступлении невозможно и представить, почти три часа кряду немолодой певец и композитор, несмотря на все свои звания и титулы, пел и играл без отдыха с таким азартом и усердием, что дал бы фору доброй половине современных популярных исполнителей. Может, уважение по отношению к поклонникам и не самая важная черта для человека, за плечами которого такая внушительная история покорения музыкальных вершин, но до чего же приятно вместо пафоса и задранного носа (пусть и вполне заслуженно) видеть добросовестную работу.

Певческое поле, Таллин, лето 2013Длинными вереницами потянулись с Певческого поля оглушённые, обессиленные и истощённые люди. В числе прочих пеших участников события мы вышли к сверкающей огнями набережной, с лёгкой завистью наблюдая за автомобилями, не без труда покидающими забитую стоянку. Долгие блуждания по тёмным улицам, отчаянно требующие отдыха ноги, гудящая голова, нескончаемые повороты, спуски и подъёмы в скудном свете фонарей, выпитый в ночном рок-кафе чай под шумные песни бойкого парня с гитарой… Всё это слилось и смешалось в памяти, вытесненное восторгом от концерта. Помню только, что к тому моменты, как мы всё-таки добрались до отеля, я уже не помнила себя от усталости, и спасительный сон пришёл мгновенно, стоило голове коснуться подушки. Сэр Элтон Джон отныне не просто автор песен из любимых мультфильмов детства. Это человек, чей голос в живом звучании завораживает так, как не под силу ни одной записи, чья энергетика способна объединить людей всех возрастов и национальностей, чьи пальцы способны заставить клавиши смеяться и плакать на все лады так, что самые закостенелые ноги пускаются в пляс… Пусть это лишь моё субъективное мнение, к которому многие отнесутся с недоверием, списав всё на впечатлительность, но мне кажется, что Элтон Джон в тот вечер на Таллинском Певческом поле на все сто процентов оправдал звание Легенды.

Не знаю, хватит ли времени, сил и желания написать продолжение и рассказать о дождливом Амстердаме, бескрайних полях близ Германии, Бременских музыкантах и Люнебургских улочках, горах Гарц и мистическом дворце Святого Вита в Праге… Надеюсь, что хватит, но чтобы не писать ничего из под палки, оставлю эту затею бессрочной. О концерте рассказать очень хотелось, потому и родился этот текст.